Самая страшная морская катастрофа в истории


30 января 1945 года советская подводная лодка, потопила немецкий лайнер Вильгельм Густлофф . По оценкам, в результате потопления погибло 9000 пассажиров, что сделало его величайшей морской катастрофой в истории.

М. В. Вильгельм Густлофф
М. В. Вильгельм ГустлоффMV Wilhelm Gustloff в порту Осло, Норвегия, около 1940 года.Федеральный Архив Германии (Bundesarchiv), Bild 121-0665

MV Gustloff был первым кораблем, построенным специально для программы Немецкого трудового фронта Kraft durch Freude (“Сила через радость”), которая субсидировала досуг немецких рабочих. Его длина составляла 684 фута (208,5 метра), а вес-более 25 000 тонн. Корабль был назван в честь лидера швейцарской нацистской партии, убитого 4 февраля 1936 года, и спущен на воду в присутствии Адольфа Гитлера 5 мая 1937 года. Густлофф стартовав в свой первый рейс 24 марта 1938 года, в течение 17 месяцев он совершил около 50 круизов, перевозя около 65 000 отдыхающих.

М. В. Вильгельм Густлофф
М. В. Вильгельм ГустлоффАдольф Гитлер запускает MV Wilhelm Gustloff, Гамбург, Германия, 5 мая 1937 года.Keystone / Hulton Archive/Getty Images

На корабле было достаточно места для размещения примерно 1900 человек, включая около 400 членов экипажа. В пропагандистских целях все каюты на борту «Густлоффа “были подобны по размеру и распределению, что делало «Густлофф» —по крайней мере внешне— «кораблем без социальных классов».»Единственным исключением была одна большая каюта, зарезервированная для Гитлера. Однако просто заказать рейс на «Густлоффе» не представлялось возможным. Люди, которым разрешалось путешествовать на флагмане Kraft durch Freude, выбирались партией.

Помимо своей работы в качестве круизного судна, «Густлофф» использовался для общественных миссий. 10 апреля 1938 года он служил избирательным участком для немцев и австрийцев, проживающих в Англии, чтобы проголосовать за аннексию Австрии. В мае 1939 года «Густлофф» вместе с другими кораблями флота Крафт-дюрч-Фройде получил приказ доставить солдат легиона «Кондор» обратно в Германию после окончания Гражданской войны в Испании. С началом Второй мировой войны»Густлофф» был реквизирован немецким военно-морским флотом для использования в качестве госпитального судна в Балтийском море и Норвегия. С ноября 1940 года он стоял на якоре в Гдыне, Польша, и служил казармой для 2-й учебной дивизии подводных лодок. Во время воздушной атаки США на гавань 9 октября 1943 года корабль получил незначительные повреждения.

М. В. Вильгельм Густлофф
М. В. Вильгельм Густлофф«Вильгельм Густлофф» пришвартовался в Тилбери, Англия, 10 апреля 1938 года. Корабль доставил немецких и австрийских жителей Соединенного Королевства в международные воды, где они проголосовали на плебисците об аннексии Австрии.Harrison-Topical Press Agency/Hulton Archive/Getty Images

По мере наступления Красной Армии на Восточную Пруссиюадмирал Карл Дениц начал подготовку к операции «Ганнибал» — массовой эвакуации немецких войск и гражданского населения из этого района. Начиная с 21 января 1945 года, примерно два миллиона немцев были переброшены на запад в ходе операции, которая намного превысила британскую эвакуацию в Дюнкерке. Густлофф было приказано доставить солдат 2-й учебной дивизии подводных лодок в Западную Германию. 25 января корабль начал принимать на борт других беженцев, и к полудню 29 января число беженцев достигло 7956 человек, когда регистрация была прекращена. Свидетели подсчитали, что после этого на борт поднялось еще около 2000 человек.

Вскоре после полудня 30 января «Густлофф» вышел из гавани. Хотя первоначально планировалось, что «Густлофф» будет лишь одним из элементов более крупного конвоя, механические проблемы вынудили два корабля повернуть назад, и «Густлофф» сопровождался только торпедным катером «Леве«. Потому что он беспокоился о Густлоффепосле долгих лет бездействия, когда отказали двигатели, капитан Фридрих Петерсен решил, что корабль будет двигаться не быстрее 12 узлов (14 миль [22 км] в час). При этом он проигнорировал совет Вильгельма Цана, командира 2-й учебной дивизии подводных лодок, который утверждал, что увеличение скорости до 15 узлов (17 миль [28 км] в час) уменьшит вероятность нападения, так как советские подводные лодки не смогут идти в ногу. Петерсен также отклонил рекомендацию первого помощника капитана Луиса Риза, который посоветовал курс, идущий вдоль береговой линии. В конечном счете, Густлофф направился к глубоководному маршруту, который, как было известно, был свободен от мин.

Около 6 часов ВЕЧЕРА капитану было передано сообщение о том, что в их сторону направляется конвой тральщиков, в котором он должен включить навигационные огни корабля, чтобы предотвратить столкновение. Происхождение этого сообщения неизвестно; ни один из радистов на «Густлоффе» или «Леве» не утверждал, что получил его, и неясно, было ли это недоразумение или, возможно, саботаж. «Густлофф» не встретил на своем пути ни одного тральщика. Однако около 7 часов вечера его заметила советская подводная лодка с-13 . Советский командир, капитан Александр Маринеско, маневрировал своей подводной лодкой между Густлофф и побережье, так как атаки с этого направления можно было ожидать меньше всего.

В 9:16 ВЕЧЕРА «Густлофф» был сбит тремя торпедами и продолжал тонуть в течение одного часа. Корабль перевозил спасательные шлюпки и плоты для 5000 человек, но многие спасательные средства были заморожены на палубе, и их эффективное использование было еще более затруднено тем фактом, что одна из торпед попала в каюты экипажа, убив тех, кто лучше всего был обучен справляться с ситуацией. За ночь девять судов приняли на борт выживших. Из примерно 10 000 человек, находившихся на борту «Густлоффа», только 1239 человек могли быть зарегистрированы как выжившие, что делает это потопление с самым высоким числом погибших в морской истории. Несмотря на большое число жертв среди гражданского населения, утверждения о том, что потопление «Густлоффа » представляло собой военное преступление, в значительной степени необоснованны из-за наличия на борту оружия и почти 1000 военнослужащих.

Помимо исторических книг и документальных фильмов, История Густлоффа была предметом нескольких художественных фильмов и вымышленных произведений, в том числе новеллы им Кребсганг (2002; Crabwalk) Гюнтера Грасса.